Информация для собственников жилых помещений и ресурсоснабжающих организаций по установке индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов

В соответствии с п.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности…» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) в случае, если собственники жилых помещений до 1 июля 2013 года не установили индивидуальные приборы учета энергетических ресурсов (далее - ИПУ), то ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения (при наличии технической возможности) с возмещением понесенных затрат с собственников жилых помещений.

Соответственно неисполнение этой обязанности, будет образовывать состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.12 ст.9.16 КоАП РФ. Субъектом правонарушений, предусмотренных ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ будут являться РСО.

В тоже время, возможность оснащения ИПУ помещений, находящихся в фактическом владении и пользовании иных лиц (в т.ч. граждан), в значительной степени зависит от воли этих лиц.

Одним из вариантов установки ИПУ у граждан без их инициативы является принудительный порядок установки ИПУ РСО.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Соответственно при наличии доказательств того, что РСО обращалось к собственникам помещений с предложением об оснащении принадлежащих им помещений ИПУ, но собственники не воспользовались этим предложением, РСО должна быть признанной предпринявшей все зависящие от нее меры, и освобождена от ответственности.

При этом собственники оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

В случае, если собственники не воспользовались этим предложением, при этом установка ИПУ невозможна без доступа в помещение потребителя и последний не допускает в свое жилище представителей РСО, обязанность РСО по принудительной установке не может быть выполнена, т.к. в силу ст. 25 Конституции РФ и ст.3. ЖК РФ жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.

На основании заявления РСО, при наличии доказательств того, что РСО обращалось к собственникам помещений с предложением об оснащении принадлежащих им помещений ИПУ, акта об отказе в установке и отсутствии доступа РСО в помещение потребителя для установки ИПУ, Служба жилищного и строительного надзора автономного округа вправе выдать предписания гражданам, не исполнившим требования законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на основании ст. 19.5 КоАП, за неисполнение которого предусмотрен административный штраф на граждан в размере от 300 до 500 рублей.